- Главная
- Будь в курсе
- Новости
- Три вердикта по делам о геноциде в Руанде вынесут во Франции
В прямом эфире
Вы спрашивали
События в небольшой азиатской стране сегодня активно муссируются во всех средствах массовой информации. что, по-вашему мнению происходит в мьянме на самом деле?
Видимость межконфессионального противостояния в Мьянме нагнетается искусственно, достаточно посмотреть на то, что другие мусульманские общины (не рохинджа) давно адаптировались и нашли свое место в мьянманском обществе.
Тестовый список
- test 1
- test 2
- test 3
обращений
События в небольшой азиатской стране сегодня активно муссируются во всех средствах массовой информации. что, по-вашему мнению происходит в мьянме на самом деле?
обращений
Александр Князев
Видимость межконфессионального противостояния в Мьянме нагнетается искусственно, достаточно посмотреть на то, что другие мусульманские общины (не рохинджа) давно адаптировались и нашли свое место в мьянманском обществе.
Тестовый список
- test 1
- test 2
- test 3
обращений
Три вердикта по делам о геноциде в Руанде вынесут во Франции
RFI.
Помимо решения по этому делу до конца года ожидается еще два вердикта по делам о руандийском геноциде: в декабре Апелляционный суд Парижа выскажется об ответственности французского государства по одному из эпизодов массового убийства тутси, а в ближайшие дни ожидается вердикт парижского Суда присяжных по делу руандийского врача Эжена Рвамучио. Этот человек, по данным обвинения, не только «распространял призывы» к истреблению народа тутси, но и лично принимал участие в убийствах раненых и захоронении тел.
Парижский административный суд, иск против Франции
Это первый иск против французского государства по поводу геноцида в Руанде, поданный в административный суд, отмечает AFP (ранее было несколько безуспешных попыток обращения в уголовные суды). Подписанное примерно двадцатью пострадавшими или свидетелями геноцида и двумя ассоциациями («Руандийское будущее» («Rwandais Avenir») и Коллектив гражданских партий за Руанду — Collectif des parties civiles pour le Rwanda (CPCR)), заявление было подано в Административный суд Парижа в апреле 2023 года.
Помимо признания своих доводов заявители требуют финансовых компенсаций от Франции — по 33 миллиона для каждого физического истца и по 21 миллиону для каждой из ассоциаций.
«Речь идет о том, чтобы добиться признания противоправного и системного характера ряда явно незаконных действий» французского государства в Руанде в 1994 году, — заявил перед судьями адвокат заявителей Серж Льюиш. По его словам, французское государство «могло предотвратить этот геноцид, но оно не только ничего не сделало, но и продолжало оказывать политическую, дипломатическую и военную поддержку экстремистам хуту до, во время и после геноцида, который они совершили».
Заявители обвиняют французское государство, в частности, в том, что оно не денонсировало «договор 1975 года о военной помощи руандийскому правительству». Кроме того их обвинения направлены против конкретных лиц, занимавших во время геноцида высокие государственные посты — в частности, против бывшего генерального секретаря Елисейского дворца Юбера Ведрина* и нескольких военных, в частности адмирала Жака Ланксада, начальника Генштаба французских вооруженных сил в 1994 году. По мнению заявителей, последний «превысил свои полномочия» и «изменил баланс сил в пользу военных и в ущерб гражданско-политическим отношениям».
Кроме того, речь в жалобе идет о конкретном действии, точнее — о бездействии французских военных, которые, по мнению заявителей, сознательно на три дня (с 27 по 30 июня 1994 года) оставили мирных жителей тутси, укрывшихся на холмах Бисесеро. И позволили тем самым «геноцидчикам» из народа хуту расправиться с сотнями из них.
(Отдельная жалоба на это бездействие 27-30.06.1994 в Бисесеро подана в Апелляционный суд Парижа, который должен вынести решение по ней 11 декабря).
Истцы также ссылаются на доклад (организованной по инициативе президента Макрона) комиссии историков под председательством Венсана Дюклера, которая в мае 2021 года опубликовала свой доклад, где утверждается, что Франция несет «тяжелую и непреодолимую» ответственность за геноцид, а президент Франсуа Миттеран и его окружение проявили «слепоту» перед лицом геноцидного «дрейфа» правительства хуту, которое Париж поддерживал.
Однако в этом документе исключается какое-либо «соучастие» Франции в геноциде.
Кроме того, представитель французского государства во время слушаний в административном суде Парижа потребовал отклонить жалобу на основании «некомпетентности» юрисдикции. По его словам, речь идет о «правительственных актах», которые обладают «полным юридическим иммунитетом»** (как правило, по причинам дипломатии, внутренней или внешней безопасности или военных действий, отмечает France Presse).
Наконец, представители государства заявили, что «расследования не установили» прямого участия французских вооруженных сил в этих злоупотреблениях, равно как и их соучастия в пособничестве или содействии лицам, совершившим геноцид. И даже — в бездействии.
Административный суд Парижа должен вынести свое решение 14 ноября.
Суд присяжных Парижа, дело врача Эжена Рвамучио
Рассмотрение этого дела началось в старом здании парижского дворца правосудия на острове Сите 1 октября.
65-летний Рвамучио обвиняется в том, что в 1994 году, возглавляя Университетский центр общественного здоровья в префектуре Бутаре, участвовал в захоронении тел и казни раненых во время массовых убийств, в результате которых там погибло около 5000 людей из народа тутси. (Всего жертвами геноцида в Руанде стали, по разным оценкам, от 800 тысяч до 1 млн человек).
В понедельник, 21 октября, на четырнадцатый день слушаний, рассказы свидетелей этих преступлений «погрузили в ужас», отмечает присутствовавший на заседании корреспондент Le Monde.
«Интерахамве [боевики хуту] нападали на беженцев-тутси, нанося им удары мачете по макушке черепа, еще один-по шее и последний — по лодыжкам, чтобы они не сбежали, — рассказала Иммакуле Мукампунга, выжившая после резни в большой семинарии Ньякибанды, в коммуне Гишамву, 20 апреля 1994 г. — Когда они приблизились к нам, я отодвинула трупы в сторону, чтобы положить туда своих двоих детей, накрыв их другими телами, чтобы спрятать их».
Антуан Ндоримана, которому в 1994 году было 9 лет, рассказал, что убийцы засыпали землей, в том числе, и еще живых людей — «тех, у кого были отрезаны лодыжки, отвезли на тачках и бросили в яму».
Обвинению нужно доказать, что в этих и других событиях принимал участие доктор Рвамучио — например, свидетель Ндоримана заявил, что «не слышал упоминания его имени» в тот день.
Во время расследования, начатого во Франции еще в 2007 году по жалобе Коллектива гражданских истцов по Руанде (CPCR), бывший врач не отрицал, что руководил захоронением трупов, но заявил, что действовал с «точки зрения гигиены», а не с целью уничтожить доказательства геноцида тутси. Он также уверяет, что в ямах не было выживших.
«Трупы валялись кучами. На них нападали беспризорные собаки, которые начинали рвать их на части, — свидетельствовал 11 октября Жан Непомусене Гахуруру, в то время генеральный секретарь руандийского Красного Креста, которого цитировала защита. — Необходимо было должным образом решить проблему скопления мертвых».
Эжена Рвамучио также обвиняют в том, что в университете Бутаре он «организовывал круглые столы и другие встречи с целью подстрекательства населения хуту к ненависти и убийству тутси», в частности, во время выступления 4 мая 1994 года в компании премьер-министра временного правительства Жана Камбанды. Опрошенный 11 октября в режиме видеоконференции из тюрьмы в Сенегале, — где он отбывает пожизненное заключение по приговору Международного уголовного трибунала по Руанде (МУТР) — Камбанда выразил свою «поддержку» Эжену Рвамучио: «Он был мужественным человеком, который выполнял свою работу и любил народ».
Le Monde также подчеркивает, что после того, как Рвамучио в декабре 1999 года оказался во Франции, его ходатайство о предоставлении убежища было отклонено французским Управлением по защите беженцев и лиц без гражданства (Ofpra) на том основании, что он «настоятельно призывал и поощрял своих соотечественников участвовать в осуществлении процесса геноцида». Тем не менее, в начале 2000-х ему все-таки удалось не только получить французский вид на жительство, но и стать обладателем французского диплома и несколько раз устроиться на работу в различные медучреждения.
Судебное разбирательство по этому делу запланировано до 31 октября, однако, в зависимости от хода процесса, приговор может быть вынесен раньше, рассказал судебный источник RFI.
* Позднее (1997-2002) Ведрин был министром иностранных дел Франции.
** «Если правительственные акты могут быть использованы для оправдания соучастия в геноциде, то Нюрнберг больше не существует», — заявил позднее адвокат Левиш агентству AFP.
На снимке: жертв долго мучали перед смертью. Иногда над телами издевались и после убийств
Фото: AP / Michel Euler