Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Забытые письмена. Заключение

Манихейская письменность

Забытые письмена. Заключение

В период интенсивных религиозных исканий во всём мире, в семитической культурной среде возникло учение Мани, сына Патика (парфянина), который творчески синтезировал и переработал достижения научной и художественной мысли народов Ближнего Востока, Средней Азии, Греции, Рима, Индии и Ирана. Мани увлёкся идеей создания единого религиозного учения на основе зороастризма, буддизма, иудаизма и христианства. И.О.Брагинский подчёркивал, что сочинениям Мани свойственна энциклопедичность: знание космогонии, географии, алхимии, математики, астрономии, медицины, ботаники и т.д. приводит его к своей натурфилософии, основанной на этики добра и человеколюбия. Соответственно, манихейское письмо, связанное с пророком Мани, было создано на основе пальмирского курсива арамейского письма в первой половине 111 в. н.э. для записи религиозных текстов. В отличие от других арамеографических систем, алфавит Манихейского письма состоит из 29 букв (а не 22), что позволяло полнее и точнее отражать гласные звуки. 

Приверженцы Мани в целях популяризации новой религии переписывали священные книги манихейства и проповеди новым письмом на языки парфян, согдийцев, древних тюрков, уйгур, других народов Центральной Азии и Ирана. Профессиональные каллиграфы и художники пользовались особым почётом, к ним относился и сам Мани. Культ книги и живописи царил в манихейских общинах. Великий учёный Беруни писал6 «многие из людей разных религий склонны к созданию изображений в книгах и храмах, как-то: евреи, христиане и затем особенно манихеи». Полный набор из семи священных книг, составляющих канон манихейской религии, а также десятки других произведений последователей Мани, можно было найти ещё в Х веке, но до последнего времени дошли лишь отрывки. Тем не менее в результате глубоких изысканий историкам и филологам удалось воссоздать названия и последовательность творений Мани, их содержание и охарактеризовать их. Назовём основные книги Мани: «Евангелие» - «Авангельон зиндиг» (Живое Евангелие), «Сокровищница жизни», «Прагматея», «Книга тайн», «Книга о великанах», «Письма», «Псалмы и молитвы», а также книга его рисунков «Арджанг» (на парфянском языке). Имя это стало нарицательным для обозначения шедевра. К неканоническим можно отнести книгу «Шапурокан», специально написанную для Шапура1 с изложением основных положений учения Мани. 

Недовольный его учением царь Бахрам приказал заключить Мани в оковы. Три цепи наложили на его руки, три пары кандалов на ноги, и одну цепь повесили на шею. Затем оковы запечатали, и отвели его в тюрьму. В этом положении Мани пробыл с 19 января по 14 февраля 276 года. По древнему восточному обычаю, Мани позволяли видеться со своими учениками. Он чувствовал, что близится смерть, и потому давал своим близким необходимые указания. Их позднее сообщил церкви присутствовавший там Мар Аммо.

В конце концов силы 60-летнего Мани исчерпались, и он умер от истощения. По другим версиям Мани либо был распят, либо с него заживо содрали кожу. Известие о его смерти быстро распространилось - в город стекалось толпы людей, Царь отдал приказ проткнуть тело Мани горящим факелом, чтобы убедиться в его смерти. После этого мёртвое тело было разрезано на куски, и отрубленную голову поместили над городскими воротами Бетлабада. Земные останки его позднее были захоронены верными учениками. 

Древнетюркская письменность 

Забытые письмена. Заключение
Самым первым алфавитом и системой письма в истории тюркоязычных народов стало древнетюркское (руническое, орхоноенисейское) письмо. Видимо, сложилось оно в начале 1 тысячелетия до н.э. Во всяком случае,
К сегодняшнему дню найдены почти 300 памятников этого письма, найденные в регионах Ценральной Азии, Ближнего Востока и Европы. Это 38-буквенное письмо распространялось среди тюркоязычных племён и народностей Южной Сибири и Средней Азии в период их вхождения в состав крупнейших стран того времени: 1 Тюркского каганата, Западного и Восточного каганатов, Восточнотюркского и Древнехакасского государств. Рунические тексты выбиты на скалах, каменных плитах, стелах, могильных камнях, посуде, керамике, монетах, бумаге и дереве. По жанровой принадлежности они относятся к мемориальным и прижизненным восхвалениям выдающихся личностей тюркской, уйгурской и кыргызской знати, к эпитафиям, которые известный тюрколог С.Е.Малов назвал «кладбищенской поэзией древнетюркской эпохи», а также –к памятным надписям о важнейших событиях и юридические, религиозные и магические тексты. 

Древнейшими прозаическими произведениями на тюркском языке являются «Гадательная книжка» («Ирк битиг»), памятники в честь Тоньюкука, Моюн-чура и Кули-чура, надписи на валунах, намогильных камнях, монетах, бытовых предметах в Семиреченских областях и тексты на бумаге, металле, керамике и камне – в Ферганской долине. Первые сведения о них стали известны в конце XV11- начале XV111 вв., а научные исследования продолжаются до сих пор. Уже более 100 лет не утихает научная полемика вокруг вопроса о происхождении и эволюции древнетюркской письменности. Очень убедительна гипотеза о соответствии букв древнетюркского алфавита начертаниям тюркских тамг – родовых тюркских символов и знаков. Именно к тамгам возводили генезис знаков тюркской письменности учёные А.Вамбери, А.Шифнер, Н.Аристов, Н.Маллицкий. В 1893 году датскому профессору В.Томсену удалось найти полный ключ ко всему ко всему алфавиту орхоно-енисейских надписей и прочитать тексты некоторых памятников.
Можно считать плодотворной и гипотезу Е.Д.Поливанова, выдвинутой ещё в 1929 г., о том, что алфавит был создан в тюркоязычной среде с учётом грамматического строя тюркских языков и принципов сингармонизма; и что это письмо создано при сильном влиянии западных алфавитов – арамейского, согдийского, пехлевийского, хотя алфавит был создан значительно ранее функционирования языка, зафиксированного в памятниках. К научному выводу о методологической невозможности генетической корреляции азиатских и восточноевропейских памятников рунического письма пришёл В.А.Лифшиц.

Можно утверждать, что в раннем средневековье лишь тюркская речь объединяла жителей верховья Сыр-Дарьи и Таласа, бассейнов Дона и Кубани, Верхнего и Среднего Енисея. С этих позиций до сих пор не определён вопрос о носителях выделенных алфавитов. Современный узбекский учёный Э.Ахунджанов уверенно считает, что такое определение не может носить этнический характер. Следует уточнить – в каких конкретно государствах (этнополитических объединениях) бытовал тот или иной алфавит. Таков современный научный взгляд на процессы дифференциации (почкования) от некоей древней первоосновы тюркских алфавитных систем, интегрируемых понятием древнетюркская письменность. 

Ало Ходжаев

Источник: NUZ.Uz (Новости Узбекистана)

Возврат к списку