Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Тактика и социально-психологические особенности терроризма

«Барселонский сценарий».Террористы выбирают излюбленные места туристов

Боевики «Исламского государства»  17 августа совершили очередные кровавые теракты в сердце Европы. Сначала в Барселоне, где убито 13 человек и около ста пострадавших, среди которых — россиянка. Затем в Камбрильсе, в 120 километрах от Барселоны. Здесь также террористы въехали на машине в толпу туристов. Четверо были ликвидированы, пятый ранен и задержан.

За последний год террористы уже восемь раз использовали в европейских столицах — Берлине, Лондоне, Стокгольме — тактику, которая называется car-ramming («таран автомобилем»). Стоит ли бояться подобных терактов жителям России, «Свободная пресса» выяснила у экспертов.

Восемь терактов, 115 погибших…

В первой половине «нулевых» годов к тактике car-ramming («таран автомобилем») часто прибегали палестинские террористы. Один из самых первых подобных терактов произошел в ноябре 2000 года в городе Хадера: начиненный взрывчаткой автомобиль боевики направили в толпу прохожих на центральной улице, в результате взрыва погибли две женщины-израильтянки и более 60 человек получили ранения.

Подобную тактику затем взяли на вооружение боевики «Исламского государства». Первый и самый кровопролитный теракт с использованием автомобиля произошел в июле 2016 года: тунисец Мухаммад Лахуаедж Булель направил грузовик на толпу туристов, гуляющих вечером по Английской набережной в Ницце. В результате погибли 86 человек и еще около полутысячи получили ранения.

За последний год теракты по аналогичному сценарию «Исламское государство» устраивало в других европейских столицах. Причем трижды «тараны автомобилем» происходили в Лондоне: 22 марта на Вестминстерском мосту в результате наезда грузовика, управляемого террористом Халидом Масудом, на группу прохожих погибли 4 человека (более 50 — ранены), затем боевик застрелил еще полицейского офицера.

3 июня аналогичный теракт произошел уже на Лондонском мосту: погибли 8 человек, 48 были ранены. А спустя две недели нападение произошло в Финсбери-парк: неподалеку от одной из крупнейших в столице мечетей террорист направил фургон на прохожих, погиб один человек, 10 были ранены.

«Автомобильные» теракты «Исламское государство» устраивало в Берлине, где в декабре 2016 года тунисец Анис Амри угнал огромный грузовик Scania (убив водителя) и направил его на рождественскую ярмарку на площади Брайтшайдплац. Погибли 11 прохожих и 56 ранены, террористу удалось улизнуть — его застрелили во время спецоперации лишь спустя пять дней… в Италии (куда он, выходит, беспрепятственно сумел выехать из Германии).

7 апреля на Дротнинггатан — центральной пешеходной улице Стокгольма — угнанный грузовик въехал в группу мирно гуляющих горожан. Погибли 5 человек, 14 были ранены. Террористом оказался 39-летний гражданин Узбекистана Рахмат Акилов, который постоянно проживал в Швеции.

А буквально за неделю до теракта в Барселоне очень похожее нападение произошло в парижском пригороде Леваллуа-Перре: грузовик протаранил группу солдат 35-го пехотного полка, были ранены шестеро военнослужащих. Водителю удалось сбежать, но полиция его задержала — им оказался 37-летний алжирец Хаму Бенлатреш.

За всеми «одинокими шакалами» не уследишь

Научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов в интервью высказал сомнение, что теракт по «барселонскому» сценарию может произойти в России.

«СП»: — Ахмет Аминович, есть ли вероятность повторения подобных терактов с применением car-ramming в популярных туристических местах России — скажем, в Москве или в Санкт-Петербурге?

— Очень хотелось бы надеяться, что повторения таких терактов не будет в наших столицах или крупных городах. Дело в том, что туризм в России развит гораздо слабее, чем в странах Европы. Но бдительности терять не стоит, конечно.

Логика именно этого вида терактов такова, что они совершаются там, где в основном развит туризм. Наносится удар по туристской сфере, по международному престижу страны, потому что страдают сразу граждане нескольких стран. И страх распространяется широко, поскольку в других странах люди понимают, что они не могут чувствовать себя в безопасности, где бы они ни были. В этом и цель террористов — распространить страх как можно шире.

«СП»: — Почему, на ваш взгляд, боевики «Исламского государства» все чаще используют тактику «автомобильного тарана»?

— Это, к сожалению, уже установившийся почерк террористов, которые ассоциируют себя с ИГТеракт с использованием автомобилей трудно раскрыть на этапе подготовки — автомобиль не запрещен как оружие, взрывчатка или ее компоненты. Этот вид теракта не требует материальных затрат и конспирации, поскольку автомобили достаточно распространены, исполнитель теракта может на нем работать.

И в то же время, как мы видим, эффект от такого теракта сопоставим с эффектом от терактов, осуществленных с использованием оружия и взрывчатки.

Согласен с Ахметом Ярлыкаповым и председатель правления экспертной группы «Сова» (Киев), политолог Михаил Савва.

— Причина распространенности подобных терактов проста. Его очень сложно предотвратить. Автомобиль, в отличие от оружия, взрывчатки или ядов, совершенно законен.Совершают такие теракты «одинокие шакалы», которые не имеют соучастников, и им трудно использовать нелегальные средства для теракта. Для предотвращения такого теракта нужна хорошая агентурная работа. Это сложно, особенно с учетом большого миграционного притока в Европу. Много новых людей, за всеми не уследишь, — сказал Михаил Савва в интервью «Свободной прессе».

«Террористы в России быстро перенимают чужой опыт»

Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов считает, что в российских реалиях теракты, подобные тем, что произошли в Ницце или Барселоне, маловероятны.

«СП»: — Раис Равкатович, за последний год в Европе произошло уже восемь терактов, когда боевики угоняли машины и таранили ими случайных прохожих. С чем, на ваш взгляд, связано появление этого нового типа терактов?

— Одна из причин не только появления, но и «популярности» у террористов такой тактики — въезд в толпу прохожих на машине — заключается в простоте совершения подобного теракта. Традиционный в понимании обывателя теракт — это обязательно взрыв самодельной бомбы, однако это требует от организаторов и исполнителей ее изготовления, что требует финансовых затрат, навыков, приобретения необходимых ингридиентов. В этом отношении наезд на людей организовать гораздо проще и дешевле.

«СП»: — Как показывает практика, такие теракты совершают «одинокие волки» (lone wolves), которые раньше даже в поле зрения спецслужб не попадали.

— При использовании метода car-ramming террористу проще совершить задуманное злодеяние: едешь под видом обычного водителя, а потом резко сворачиваешь в сторону пешеходов, и тебя никто не успевает остановить.

В плане предотвращения «традиционного» теракта государствами Европы все же созданы серьезные меры безопасности: камеры сканирования, металлоискатели при посещении вокзалов, аэропортов, метро. Все это усложняет для террористов достижение их цели.

«СП»: — В России такие теракты возможны?

— Пока, к счастью, ничего подобного не опробовано в России. И будем надеяться, что этого и не будет. Но никогда нельзя исключать вероятность подобного: опыт показывает, чтотеррористы в России легко осваивают опыт своих единомышленников из других стран.

«СП»: — Вчерашний теракт в Барселоне в режиме «онлайн» освещали все мировые СМИ. В то же время теракт, который произошел два дня назад в Нигерии (террористка-смертница взорвала себя на рынке) и унес вдвое больше жизней, прошел практически незамеченным.

— Да, это такая особенность мирового информационного пространства. В мировых СМИ непропорционально представлен объем информации из разных стран. Просто посмотрите на любое информационное агентство, сколько будет за месяц новостей про Великобританию или Германию и сколько про Индию с ее миллиардным населением. А ведь наверняка в Индии событий происходит больше, чем даже в России!

Антон Чаблин



Возврат к списку